В российских регионах насчитывается около 15-20 тысяч незаконных свалок. К таким выводам пришли активисты общероссийского народного фронта (ОНФ), запустившие масштабный проект "Генеральная уборка". Общественники создали интерактивную карту российских регионов, на которой любой желающий может обозначить незаконный объект. А потом проследить, как региональные власти, коммунальные службы, волонтеры и активисты будут ликвидировать ущерб, нанесенный природе.
За три с половиной месяца граждане сформировали с помощью геоинформационного ресурса больше 6,5 тысячи сообщений о теневых свалках. Половину заявок общественники уже взяли в работу, а примерно по 600 обращениям удалось добиться положительного результата.
Проблему с финансированием работ, которая нередко мешает местным властям бороться с незаконными полигонами, активисты решают просто - надевают сапоги и спецодежду, привлекают неравнодушных жителей и устраивают субботники. "Я недавно был в Самарской области. Студенты, которые обнаружили два незаконных объекта в Самаре и под Тольятти, собрали единомышленников и своими руками ликвидировали свалки. Местная власть в свою очередь выделила автотранспорт", - рассказывает координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев.
Разумеется, сложная "мусорная" ситуация в нашей стране связана не только с незаконными свалками. И помочь властям с ликвидацией огромных переполненных официальных полигонов, на которые отходы свозятся десятилетиями, волонтеры не в силах. На их рекультивацию требуется от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Каким-то регионам удается привлечь федеральное финансирование, какие-то изыскивают средства в региональных бюджетах. Но в целом по стране вопрос экологичного закрытия всех свалок, выработавших свой ресурс, остается нерешенным.
В перспективе радикально решить проблему обращения с отходами призвана масштабная мусорная реформа. Она должна пройти в несколько этапов. Субъекты РФ уже утвердили территориальные схемы обращения с отходами (ТСО). То есть проанализировали существующее положение дел в отрасли, от источников образования мусора до мест его обработки и утилизации, и перенесли результаты инвентаризации на бумагу. Следующий этап - принятие региональной целевой программы по обращению с отходами. Затем - выбор одного или нескольких региональных операторов, отвечающих за работу всей мусорной цепочки.
Однако у экспертов ОНФ, которые занимаются анализом территориальных схем, остается к этим документом много вопросов. "Большая часть ТСО не учитывает трансграничное перемещение мусора, - делится информацией Владимир Гутенев. - Кроме того, в них нет детально проработанных механизмов по устранению накопленного ущерба. Мы направили президенту обращение, которое вылилось в поручение об общественном обсуждении и корректировке территориальных схем обращения с отходами".
Недостаточно внимания разработчики ТСО уделили и вопросам рециклинга. Ежегодно, по словам Владимира Гутенева, в нашей стране формируется 50-60 миллионов тонн отходов, из которых на переработку отправляется не больше пяти-шести процентов. Хотя именно вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот в перспективе позволит решить проблему переполненных мусорных полигонов, уверены эксперты.
В Калининградской области, к примеру, работает больше 40 предприятий, которые занимаются сортировкой и переработкой мусора. Они покупают или принимают у населения и организаций пластик, макулатуру, полиэтилен, другие отходы. Что-то подвергается рециклингу на территории самого западного российского региона, что-то вывозится в другие субъекты РФ и страны Европы. Но доля перерабатываемого сырья, несмотря на старания жителей региона и предпринимателей, все равно не превышает трех-четырех процентов.
- Решение проблемы в Калининградской области мы видим в распространении системы так называемого "дуального" сбора отходов, то есть разделения вторичных ресурсов на сухие и мокрые, - комментирует ситуацию председатель регионального Союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко. - Современное высокотехнологичное оборудование позволяет выбирать из сухой массы до 70-80 процентов полезной продукции. Главное, чтобы в сортируемое сырье не попали мокрые отходы потребления, чтобы они не мочили бумагу, не прилипали к другим сухим элементам.
Калининградские предприятия, по словам Святослава Лавриненко, готовы закупать такое оборудование при условии гарантированного потока отсортированного сухого сырья. Пока же стопроцентных гарантий нет. Территориальная схема обращения с отходами не исключает распространения дуальной системы на территории региона, но и не делает эту практику обязательной.
- Сегодня выбор остается за региональным оператором, который, возможно, предпочтет более прибыльную и менее сложную схему захоронения вторичных ресурсов на полигоне, - продолжает Святослав Лавриненко. - Мы очень надеемся, что ТСО в ближайшее время пересмотрят, ведь система сортировки сухих и мокрых отходов позволит создать на территории Калининградской области перерабатывающий кластер и вовлекать в хозяйственный оборот более 30 процентов вторичных ресурсов.
В корректировке, как считают калининградские экологи, нуждаются и федеральные документы. В том числе речь идет о правилах проектирования, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов. "Сегодня мы располагаем СанПиНами и рекомендациями Академии коммунального хозяйства имени Панфилова, которые давно не соотносятся с современными технологическими решениями, поэтому предлагаем законодателям разработать современные требования по минимизации вреда окружающей среде, - резюмирует исполнительный директор калининградского партнерства экологов Олеся Суханос.