Речная вода в Туве даже вблизи городов оценивается учеными в основном как «слабозагрязненная». В пятиступенчатой системе оценки уровня загрязнения это второй показатель после категории «условно чистая», которой характеризуется, например, вода Байкала. При этом обнаруженное участками загрязнение тувинских поверхностных вод имеет главным образом природное происхождение.
Такие выводы прозвучали на заседании Совета по охране окружающей среды по итогам наблюдений за экологическим состоянием рек и озер в 2016 году, в котором принял участие Глава Тувы Шолбан Кара-оол.Негативное влияние техногенного характера, связанное с деятельностью крупных водо- и недропользователей, было выявлено только на отдельных участках водных ресурсов. К примеру, основными источниками загрязнения Енисея в черте Кызыла, как сообщила в своем докладе председатель Тувинского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Кара-кыс Аракчаа, является ООО «Водоканал», обеспечивающее водоснабжение и водоотведение. Компания ежегодно сбрасывает в Енисей около 6 млн. кубометров канализационных стоков, или более половины общего сброса.
Следом за кызылскими коммунальщиками по объемам стоков идут компания "Межегейуголь" – 4,46 млн. кубометров (39,5 %) и водоканал города Шагонара – 1,35 млн. кубометров (11,9 %). Стоки именно этих компаний, утверждают эксперты, определяют состав и количество загрязняющих веществ, поступающих в реки республики.
Так, исследования донных отложений Саяно-Шушенского водохранилища, проведенные в 2016 году ФГУ «Енисейрегионводхоз», выявили троекратное превышение предельных концентраций меди, марганца - до 7,2 ПДК, железа – около 1,4 ПДК, иных тяжелых металлов. Специалисты считают это результатом технологической отсталости очистных сооружений республики.
На проблемы очистных сооружений указывают и данные социально-гигиенического мониторинга, проведенные на водохранилище и еще 40 водных объектах Центром гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора Тувы. Отдельные пробы показали наличие бактерий кишечной палочки в Енисее вблизи Кызыла и Шагонара. Они были также обнаружены и в анализах воды, взятых из расположенных в зоне населенных пунктов участков рек Элегест, Кунгуртуг, Туранчик, Малый Енисей у села Дерзиг-Аксы, реки Дыттыг-Хему с. Самагалтай, а также на оз. Дус-Холь. Правда, специалисты считают эти результаты, за исключением проб в районе Кызыла, соответствующими экологическим требованиям.
Отдельные исследования качества воды проводились Министерством природных ресурсов и экологии Тувы в реках Тоджинского района – особенно расположенных в зоне выработок Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината компании «Лунсин» и старательской артели «Ойна». В частности, изучались заборы воды и донных отложений в левом притоке Большого Енисея реке О-Хем и питающей её реке Ак-Хем.
Анализы экологов Минприроды не выявили в речной воде каких-либо веществ с токсическим действием. Однако другое исследование, проведенное сотрудниками Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, показало, что в воде все-таки есть превышение ПДК тяжелых металлов, в том числе цинка, меди, марганца, свинца, кадмия, кобальта и никеля.Ученые полагают, что они попадают в поверхностные воды с дренажными стоками из-под отвалов рудника, из карьера, а также в результате смыва взвесей со склада готовой продукции, которая хранится под открытым небом прямо на террасе реки Ак-Хем. На удалении от комбината вниз по течению концентрация уменьшается, тем не менее, в паводковый период остается опасность распространения частиц тяжелых металлов вплоть до устья Ак-Хема.
За исключением указанных проблем специалисты Тувинской гидрометслужбы на протяжении трех последних лет отмечают улучшение качества воды в реках Енисей, Большой и Малый Енисей. В частности, вода стала на класс чище по Большому Енисею выше Кызыла и близ села Тоора-Хем. Только в двух реках – Тапса и Хемчик гидрологические посты зафиксировали ухудшение качества воды от слабозагрязненной до загрязненной.
Кроме того, в минувшем году ни в одной из рек не зарегистрировано следов ядохимикатов. Годом раньше их находили в Малом Енисее, Енисее, Эрзине и Хемчике. В большинстве рек в норме оказалась даже концентрация загрязняющих веществ, попадающих в воду в результате деятельности человека, – к примеру, ионов тяжелых металлов.
Высказываясь по докладу, Глава республики Шолбан Кара-оол обратил внимание Совета на необходимость дальнейшего расширения сети экологического мониторинга, особенно на объектах, которые представляют реальную угрозу. «Такие объекты, включая наших крупных разработчиков недр, надо брать под «колпак» и вести ежедневно. Это им же на пользу», - считает Шолбан Кара-оол.
Он поручил минстрою республики в особом порядке заняться разработкой проектно-сметной документации на строительство и модернизацию очистных сооружений. Сегодня их всего шесть в регионе.
Управлению Росприроднадзора по Республике Тыва рекомендовано усилить федеральный государственный экологический надзор в части соблюдения крупными недропользователями (водопользователями) требований к эксплуатации и сроков строительства локальных очистных сооружений.
Завершая встречу, Глава Тувы Шолбан Кара-оол предложил включить в повестку следующего заседания вопрос о состоянии атмосферного воздуха в городе Кызыле. Также он подчеркнул, что Совет должен влиять на экологическую ситуацию в регионе, не ограничиваясь рекомендациями.
В заседании Совета кроме руководителей ведомств и служб участвовали председатель Общественной палаты Тувы Хонук-оол Монгуш, директор ГУ «Убсунурский международный центр биосферных исследований СО РАН», профессор ТувГУ, д.г.н. Светлана Курбатская, ветеран отрасли Людмила Матюхина, главный гидротехник Управления «Тывамелиоводхоз» Николай Спиваков.
По итогам встречи на Совете по охране окружающей среды глава региона Шолбан Кара-оол написал в своем блоге:
«Нам нужна жесткая и действенная система государственного экологического контроля, которая должна работать в повседневном режиме, а не набегами по тревожным сигналам. Об этом говорили сегодня на Совете по охране окружающей среды. У нашего народа в крови трепетное отношение к родной природе, и он сразу поднимает шум, если видит, что кто-то губит аржааны, реки, тайгу или чинит иные безобразия, нарушающие хрупкий экологический баланс. Но не дело, когда надзорные органы применяют свою силу лишь после массовых возмущений, по факту. Надо брать экологически опасные производства под постоянное наблюдение. Тем более, что таких предприятий у нас – раз-два, и обчелся. Для этого есть современные технические средства мониторинга, есть возможности быстрой оценки угроз, есть адекватные законы, чтобы своевременно сделать внушение нарушителю. Причем, речь не идет о том, чтобы кошмарить «зелеными» запретами бизнес. Наоборот: постоянный экологический «колпак» – это мера, которая поможет не доводить производство до экологического беспредела, до конфликтов с местным населением, а там и до отзыва лицензий. Вот такое равновесие нам необходимо».