Депутат Госдумы Николай Будуев рассказал, что в Улан-Удэ очистные изношены более чем на 90% и это создает опасность для экологии озера.
Основной проблемой озера Байкал является неэффективность реализации соответствующей целевой программы правительством Бурятии, считает заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, депутат Госдумы Николай Будуев. Парламентарий рассказал корр. ИА IrkutskMedia, что изношенные на 90% очистные сооружения в Улан-Удэ фактически не фильтруют грязную воду, которая попадает в Селенгу. В целом, проблема отсутствия качественной воды характерна для многих регионов страны, отметил народный избранник.
— Главная проблема Байкала заключается в том, что правительство Бурятии за прошедшие восемь лет не смогло эффективно отработать в рамках целевой программы «Охрана озера Байкал». Очистных сооружений по берегу водоохраной зоны — 42, из них работают полноценно только два. В том же городе Улан-Удэ очистные изношены более чем на 90%. По сути, грязная вода, почти напрямую сливается в Селенгу. Сейчас выживаемость мальков и икры омуля в пойме Селенги — 1,5%, — сказал Николай Будуев.
Кроме того, депутат заметил, в России очень тревожная ситуация по целому ряду параметров относительно воды.
— Накануне Сергей Иванов поднимал вопрос по фосфатам, которые содержатся в моющих средствах. При попадании в воду выделяют токсины и вода становится фактически ядовитой, опасной. Из-за этого страдает Волга, Онежское озеро, Черное море, — Николай Будуев.
Основной проблемой озера Байкал является неэффективность реализации соответствующей целевой программы правительством Бурятии.
Николай Будуев
заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Напомним, понижение уровня воды, а также появление новых болезней свидетельствует о проявлении экокризиса на Байкале. Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией Лимнологического института СО РАН Олег Тимошкин считает, что антропогенный фактор с каждым годом усиливает влияние на экосистему Байкала, поэтому строительство монгольских ГЭС может создать непредсказуемые последствия. Монголия намерена построить несколько гидротехнических сооружений (комплекс гидроэлектростанций с водохранилищами) в бассейне Селенги, обеспечивающей поступление большей части воды в Байкал. Это ГЭС «Шурэн» (245 МВт) на Селенге, на ее притоках — «Эгийн-гол» (315 МВт), «Орхон» (100 МВт), ориентированная на переброску части стока в юго-восточную часть Гоби, и «Чаргайт» (25 МВт). Объемы годовой выработки электроэнергии должны составить от 117 млн до 870 млн кВт/ч.
Стоит отметить, что российская сторона неоднократно заявляла о существующих экологических рисках проекта. Россия выражала готовность оказать содействие Монголии и компенсировать недостаток электроэнергии в стране.
В декабре 2016 года Россия и Монголия договорились создать рабочую группу для рассмотрения вопросов, которые связаны с планируемым строительством в Монголии сооружений на реке Селенге.
Также депутат ГД от Приангарья Михаил Щапов на правительственном часе задал вопрос министру иностранных дел Сергею Лаврову о ситуации с ГЭС, которые планирует разместить Монголия на реке Селенге. Глава МИД ответил, что министерство занимается этой проблемой. Кроме того, есть предложения для монгольской стороны обеспечить ее потребности в электроэнергии без риска для экологической системе Байкала.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что Россия подготовила проект соглашения с Монголией о сотрудничестве в области электроэнергетики. Проект документа предусматривает реализацию совместных проектов в области электрогенерации, экспорта, импорта электроэнергии, развития электросетевого хозяйства Монголии, в том числе используемого для транзита электроэнергии в третьи страны.