Территориальная схема обращения с отходами Москвы не учитывает главного — логистического взаимодействия по вывозу отходов на полигоны Московской области, а также в другие регионы РФ. Такое заявление сделал сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Московской области Алексей Малый
Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Московской области Алексей Малый:
— Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Московской области разработана на период до 2030 года. В нее включена информация о более чем 139 тысяч источников образования отходов с указанием их категории, адреса и географических координат. При этом они расположены на территории области. По оценкам экспертов, порядка 20% всех отходов РФ формируются на территории Московского региона, то есть Москвы и Московской области. И большая часть — конечно в Москве.
В настоящий момент по данным территориальной схемы в Московской области существуют проблемы: недостаточное количество существующей инфраструктуры для обработки и размещения отходов; дефицит свободных земель, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении объектов по обращению с отходами. «При этом, данные об отходах, ввозимых из Москвы на территорию области являются справочными, не раскрывающими точных объемов и состава отходов», — подчеркнул Малый.
Вопрос равномерного и контролируемого распределения отходов существенным образом зависит от отражения точных данных по объему и составу отходов, поступающих на территорию Московской области из Москвы. От получения точных данных зависят и мощность вновь создаваемых предприятий по обработке отходов, и направления транспортирования отходов.
«Нужно создать в России новую промышленную отрасль переработки 100% отходов и инициировать процесс создания единой территориальной схемы обращения с отходами для Москвы и Московской области, с целью объективной оценки образуемых отходов. А также внедрить комплексные и эффективные решения по их переработке», — резюмировал Малый.
Напомним, ранее в Калининграде прошла Межрегиональная экологическая конференция Общероссийского народного фронта в СЗФО и ЦФО. В мероприятии приняли участие представители всех регионов Северо-Западного и Центрального федеральных округов, а также федеральные эксперты: общественные деятели, представители органов власти, гражданские активисты. На базе каждого регионального отделения Народного фронта в СЗФО и ЦФО прошли заседания в рамках конференций, в ходе которых были подготовлены общественные предложения, представленные с помощью видеоконференции на главной площадке в Калининграде.
***
Утилизация и переработка миллионов тонн мусора должна быть общей задачей для крупнейшей агломерации в России — Московского региона.
В границах Москвы законодательно запрещено захоранивать отходы, и мусор вывозят в другие субъекты, в основном в Московскую область. При этом терсхемы обращения с отходами столицы и области никак не увязаны между собой. Чтобы избежать множества негативных явлений, в том числе появления нелегальных свалок, необходимо наладить эффективное взаимодействие, которое гармонизирует территориальные схемы двух регионов. С таким предложением выступили в режиме телемоста на пленарном заседании Межрегиональной экологической конференции ОНФ в Северо-Западном и Центральном федеральных округах активисты Народного фронта столицы и Подмосковья.
Конференция в Калининграде — важный промежуточный этап перед федеральным экологическим форумом Общероссийского народного фронта. Ранее по итогам Медиафорума ОНФ, который состоялся в апреле в Санкт-Петербурге, президент РФ, лидер Народного фронта Владимир Путин поручил проработать предложения по совершенствованию российского законодательства в части, касающейся разработки и утверждения межрегиональных схем по обращению с отходами в границах особо охраняемых природных территорий.
Эксперт московского штаба ОНФ Валентина Ростовщикова:
— Ситуация сложилась парадоксальная – регионы тесно связаны, но территориальные схемы каждый разрабатывал по-своему. Терсхема Москвы обрывается на границе региона – 6,6 млн тонн ТКО IV и V класса передаются в другие субъекты без указания, куда конкретно они направляются. В результате мусор вывозят, как правило, по принципу территориальной близости. В терсхемах не указаны виды отходов и нет стимулов для создания раздельного сбора мусора. Все неурегулированные законодательством и участниками рынка вопросы в конечном итоге оплачивает потребитель, получая и некачественную услугу, и ухудшение экологической ситуации.
По оценкам экспертов, порядка 20% всего мусора Российской Федерации формируются на территории Московского региона и большая часть – непосредственно в городе Москве.
Член регионального штаба ОНФ в Московской области Дмитрий Дупак:
— При этом территориальная схема обращения с отходами в Московской области, разработанная до 2030 года включительно, не учитывает главного – логистики вывоза отходов на полигоны, расположенные на территории области. Таким образом, столичные отходы ежедневно складируются на полигонах в Подмосковье. По нашим оценкам, порядка 9,3 миллиона отходов производства и потребления ежегодно образуются и ввозятся в область. Имеющихся на сегодня мощностей для переработки ТКО не хватает. Еще одним препятствием для экологической безопасности является отсутствие грамотного размещения объектов по обращению с отходами.
Представители власти Московского региона на площадке ОНФ в Москве согласились, что необходимо контролировать всю цепочку твердых коммунальных отходов – от объектов образования до объектов утилизации. Операторы со своей стороны готовы инвестировать средства в современные технологии переработки отходов.
«Для Московского региона категорически необходимо создание единого документа, который упорядочит две территориальные схемы. Кроме того, мы предлагаем создать единую информационную площадку с участием всех заинтересованных сторон для анализа и обмена информацией по всем территориальным схемам, чтобы реализовать реформу по обращению с отходами и способствовать дальнейшему развитию отрасли», – подчеркнула Валентина Ростовщикова.
Координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов:
— Проблема несогласованности территориальных схем характерна и для других российских регионов. «Это и Санкт-Петербург, и Ленинградская область, Республика Крым и Севастополь, регионы Байкальской природной территории (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край). Выходом из сложившейся ситуации является создание межрегиональных территориальных схем по обращению с отходами. И, конечно, это в первую очередь касается Москвы и Подмосковья, где образуется и захоранивается беспрецедентное количество отходов. Поэтому в отрасли обращения с отходами необходим системный подход. Без единой территориальной схемы по обращению с отходами решить «мусорную» проблему в столичном регионе нереально.