Разрыв отношений с Украиной заставил российские компании искать новые пути для поставок продукции за рубеж. Одним из таких проектов должен стать порт по перевалке аммиака и карбамида на Тамани. Инвестор — компания «Тольяттиазот» сделала ставку на экологическую составляющую проекта.
После распада СССР участок аммиакопровода из Тольятти в Одессу оказался на территории Украины. Киев ввел жесткие ограничения на транзит российского аммиака, а транзитеров обложили высокими пошлинами. В этой ситуации российские компании были вынуждены создавать собственные портовые мощности. Одним из таких проектов стало строительство компанией «Тольяттиазот» нового портового комплекса на Таманском полуострове. «После распада СССР прежняя логистическая инфраструктура была разрушена или потеряла эффективность. Предприятия химической промышленности были фактически лишены перегрузочных комплексов, функцию которого теперь будет выполнять таманский порт», — объясняет управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков.
В рамках первой очереди проекта будет построен комплекс по перевалке аммиака мощностью 2 млн т в год, в ходе реализации второй — комплекс по перевалке карбамида мощностью 3 млн т в год. Общий объем инвестиций в проект составляет более $300 млн, при этом речь идет о собственных средствах компании без привлечения госфинансирования. «Пуск в эксплуатацию нового перевалочного комплекса на Черном море обеспечит эффективный экспорт отечественных грузов, минуя все политические, экономические и технологические барьеры», — говорит заместитель руководителя проекта по строительству порта корпорации «Тольяттиазот» Сергей Калугин.
Однако, как считают некоторые эксперты, новый порт не может не оказать влияния на экологию района, особенно когда речь идет о перевалке продукции химической промышленности. «Ни в одном порту России нет комплексов по перевалке жидкого аммиака на экспорт. Строящийся «Тольяттиазотом» перегрузочный комплекс — единственный», — говорит эксперт-аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. При этом Таманский полуостров уже давно испытывает негативное воздействие на окружающую среду, например из-за кораблей, стоящих на рейде в Керченском проливе. Более того, работа по контролю за количественными и качественными выбросами на Тамани до недавнего времени целенаправленно не велась.
Как объясняют в «Тольяттиазоте», экологии в компании уделяется приоритетное внимание, поэтому и при строительстве перевалочного комплекса инвестор сфокусировался на экологической составляющей. Совместно с международными консультантами были проанализированы все известные химические аварии. «Достижение стратегической цели — лидерства в производстве химической продукции мы рассматриваем только при условии обеспечения экологической и промышленной безопасности, сохранения здоровья людей», — говорит Сергей Калугин. Чтобы минимизировать попадание вредных веществ в сточные ливневые воды, было решено строить локальные очистные сооружения.
Чтобы проверить работу всех защитных систем в действии, в первом полугодии 2017 года будет проведена повторная экологическая госэкспертиза. Пока компании удается соблюдать все нормы. Так, Новороссийский учебный и научно-исследовательский морской биологический центр по ее заказу ежегодно проводит мониторинг акватории Черного моря в районе строительства порта. При этом ученые одновременно анализируют качество морской воды, донных осадков и морской биоты. По данным мониторинга, в исследуемой акватории качество морской воды соответствует нормативам для ведения рыбного хозяйства.