За прошедшие 2 года с момента внесения изменений в природоохранное законодательство, не создана необходимая нормативная правовая база для их реализации
В 2012 году утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, реализация которой ощутимых результатов пока не дала. В 2015 г. не выполнено 7 из 30 показателей подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды», относящихся, в том числе к отраслям с наибольшим негативным влиянием на окружающую среду, сообщается на сайте Счетной палаты РФ.
В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» основным механизмом стимулирования хозяйствующих субъектов к выполнению мероприятий по охране окружающей среды является плата за оказываемое ими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), размер которой зависит от уровня такого воздействия.
В 2015 г. объем доходов от поступлений платы за НВОС составил 26,8 млрд рублей, что на 3% меньше уровня 2014 г.
В 2014 г. для устранения существовавших правовых неурегулированностей в природоохранное законодательство были внесены существенные изменения. Основными новациями Закона № 219-ФЗ (изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды») стали качественно новые подходы к учету объектов НВОС, начислению и взиманию платы за НВОС.
Однако результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что за прошедшие два года с момента внесения изменений в природоохранное законодательство, не создана необходимая нормативная правовая база для их реализации.
«По состоянию на 25 ноября 2016 г. из 15 нормативных актов, необходимых для реализации 219-ФЗ не утверждено 6, из 29 актов, необходимых для реализации 458-ФЗ, не принято 5 актов», — отметил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Проведенный анализ показал, что внесенные изменения не только не устранили в полном объеме пробелы нормативного правового регулирования, но и поставили новые вопросы, требующие дополнительного рассмотрения.
Внесенные изменения исключили возможность применения используемого ранее дополнительного коэффициента 2 к ставкам платы за НВОС в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По мнению Счетной палаты, отмена этого коэффициента противоречит смыслу стимулирующей функции платы за НВОС.
Кроме того, по оценке Росприроднадзора, указанное изменение только за 2016 г. приведет к недопоступлению в бюджет доходов в сумме порядка 5,5 млрд рублей.
Счетная палата РФ направить информационное письмо в правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.