20 мая 2016 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) прошло заседание Общественного совета.
Начальник Управления по надзору в угольной промышленности Ростехнадзора Геннадий Ермак выступил с докладом «Об итогах контрольно-надзорной деятельности в угольной промышленности в 2015 году».
В ходе обсуждения было отмечено, что за последние 5 лет в угольной промышленности достигнуто сокращение аварий и смертельных несчастных случаев. Смертельный травматизм в 2015 году составил 20 случаев (в 2014 году – 26). Количество несчастных случаев со смертельным исходом снижено на 23%.
В 2015 году удельный показатель смертельного травматизма составил 0,053 чел/млн.т., что сопоставимо с лучшими показателями мировой практики.
Основные виды аварий, происходящих в угольной промышленности, – эндогенные пожары, взрывы, обрушения. Также происходят аварии, связанные с прорывами воды или обводнённых горных пород, разрушениями зданий и сооружений.
Ермак отметил, что из общего количества аварий около 45% составляют пожары. Они же также являются причинами некоторых аварий, связанных со взрывами метановоздушной смеси.
Большинство произошедших пожаров – эндогенные и связанные с ненадлежащей изоляцией и самовозгоранием выработанного пространства.
Всего в угольной промышленности в авариях с 2011 по 2015 год погибли 51 человек. Это значительно меньше, чем в авариях с 2006 по 2010 год, когда число погибших равнялось 280.
Такое значительное улучшение произошло благодаря концентрации сил и средств Ростехнадзора на выявление нарушений, связанных с угрозой жизни и здоровью персонала горнодобывающих предприятий. Для шахт угольной промышленности это, главным образом, загазирование горных выработок, отложение в них угольной пыли, нарушение взрывозащиты горно-шахтного оборудования, невыполнение мер по готовности предприятия к локализации и ликвидации последствий аварий.
Количество административных приостановок деятельности в результате выявления нарушений, которые могут привести к аварии, составило в 2015 году – 699, в 2014 году – 645, в 2013 – 666 раз. Для сравнения, в 2008 году таких приостановок было 168, т.е. административных приостановок стало в 3-4 раза больше. При этом удельный смертельный травматизм сократился за этот же период также в несколько раз. Приходится констатировать, что именно административные меры воздействия к нарушителям промышленной безопасности продолжают оказывать достаточное действие на снижение риска возникновения крупных аварий.
Всего в период с 2011 по 2015 год Ростехнадзором утверждён 41 нормативный правовой акт по вопросам промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ в угольной отрасли, в том числе 22 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Основные требования направлены на обеспечение дегазации, определение области применения схем изолированного отвода метана, выбор схем проветривания газовых шахт, формирование противоаварийной защиты, включая оснащение шахт многофункциональными системами безопасности, пунктами коллективной защиты, обеспечение безопасной эксплуатации взрывозащищённого электрооборудования, предупреждение эндогенных пожаров, локализацию распространения взрывов метановоздушной смеси, инертизацию взрывчатых свойств угольной пыли.
Управлением продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, разрабатываются новые нормативные документы, планируемые к утверждению в 2016 г., которые позволят систематизировать выполнение прогнозных мероприятий на пластах опасных по горным ударам и внезапным выбросам, определять наиболее эффективные профилактические меры для конкретных горно-геологических условий ведения горных работ, установят требования по локализации взрывов, контролю и управлению системами локализации взрывов в горных выработках угольных шахт, исключат избыточные требования и неоднозначные толкования правовых норм.
Кроме того, члены Общественного совета заслушали доклад и.о. начальника управления общепромышленного надзора Ростехнадзора Григория Селезнёва «Анализ причин аварий, инцидентов и травматизма. Неотложные и первоочередные меры предупредительного характера, включая вопросы противодействия терроризму».
По его словам, в 2015 году Управление общепромышленного надзора провело 4602 проверки химических и оборонно-промышленных предприятий, 1795 проверок транспортировки опасных веществ, 1464 проверки взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья.
По результатам всех проверок выявлено более 27 тысяч 600 нарушений, а общая сумма штрафов составила 162 миллиона рублей.
Начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Дмитрий Фролов рассказал об итогах прохождения субъектами электроэнергетики и объектами теплоснабжения осенне-зимнего периода 2015-2016 годов.
Он отметил, что в ходе осенне-зимнего периода 2015-2016 годов Управлением государственного энергетического надзора совместно с территориальными органами Ростехнадзора осуществлён контроль прохождения субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам проверок в отношении более 200 объектов энергетики Ростехнадзором выявлено свыше 3 тысяч нарушений норм и правил, привлечено к административной ответственности 572 должностных и 216 юридических лиц.
В отопительный период продолжена работа по проверке готовности муниципальных образований, в соответствии с требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждёнными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.
По итогам проверок паспорта готовности получили 74% муниципальных образований. Повторно за выдачей акта готовности к отопительному периоду после 15 ноября 2015 г. в Ростехнадзор обратилось всего 324 (22% из числа не получивших паспорт готовности) муниципальных образований, из них признаны готовыми к отопительному периоду 279.
На заседании Общественный совет при Ростехнадзоре решил:
В целях обеспечения безаварийного прохождения максимума зимних нагрузок в предстоящем отопительном периоде с участием членов Общественного совета подготовить проект обращения в адрес Правительства Российской Федерации о направлении поручения по проведению контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2016-2017 годов. Данный проект направить руководству Ростехнадзора для принятия им соответствующего решения.
Членам Комиссии Общественного совета по государственному энергетическому надзору принять участие в выработке предложений по изменению законодательства Российской Федерации, предусмотрев возможность проведения ежегодного контроля за ходом подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к осенне-зимнему периоду.