Об этом на 22-й Конференции Сторон РКИК ООН/12-м Совещании сторон Киотского протокола/1-м Совещании Сторон Парижского соглашения (Марракеш, Марокко, 16 ноября 2016 г.) сообщил советник Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий.
В своём выступлении А. Бедрицкий подчеркнул, что Россия считает Парижское соглашение надежной международно-правовой основой для долгосрочного климатического регулирования. Один из первых шагов России в рамках подготовки к его ратификации – разработка Стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. При этом Россия не рассматривает отказ от углеводородов в качестве способа снижения выбросов парниковых газов в среднесрочной перспективе.
«Россия расценивает вступление в силу Парижского соглашения как хороший стимул и возможность выйти эволюционным путем на траекторию устойчивого к изменению климата низкоуглеродного развития. Правительством России запущена реализация комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовке к ратификации Парижского соглашения», - отметил Александр Бедрицкий.
Он также подчеркнул, что необходимо, в первую очередь, обеспечить прозрачность реализации Соглашения, согласовать характеристики информации, касающейся заявляемых государствами обязательств (NDC). Приоритетное значение приобретает запуск рыночных и нерыночных механизмов сокращения выбросов парниковых газов. Это важно для предотвращения нарушения конкурентной среды и противодействияпереносу грязных производств из одних стран в другие в ущерб достижению целей устойчивого развития.
А.Бедрицкий напомнил, что в 1994 г. в Марракеше было подписано соглашение о ВТО, и было бы символичным запустить диалог между процессом РКИК и ВТО о роли международной торговли в снижении антропогенного воздействия на климат.
По мнению спикера, сегодня необходимо искать новые рецепты с учетом текущей и прогнозируемой экономической ситуации, социального-экономического развития, учитывать национальные особенности и интересы страны. В частности, учитывать роль и потенциал энергосбережения, природного газа, применение инновационных низкоэммисионных технологий использования угля, метана, создания новых свойств материалов. Кроме того, требуется активизация деятельности государства в направлении частно-государственного партнерства в области низкоуглеродного, устойчивого к изменению климата, развития.
В этом контексте ведется планомерная работа с участием всех заинтересованных ведомств. В России около 40% электроэнергии вырабатывается из безуглеродных источников – АЭС и ГЭС. При этом для России технологии возобновлямых источников энергии особенно важны для обеспечения электроэнергией отдаленных, изолированных от единой энергосистемы районов. «Зеленая» энергетика не только решает вопросы доступа к энергии, но и обеспечивает низкий углеродный след российской продукции, производство которой связано с использованием безуглеродной энергии. Благодаря принятым мерам государственной поддержки, к 2024 г. планируется ввести около 6 ГВт новых мощностей – солнечных, ветряных электростанций и малых ГЭС.
«Хотя Россия и не несет в рамках Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменении климата юридических обязательств по оказанию финансового содействия развивающимся государствам, мы осуществляем донорскую поддержку нуждающимся странам в области климата на добровольной основе», – отметил советник Президента РФ.
Напомним, в октябре 2016 г. в г. Нади (Фиджи) состоялось официальное мероприятие по запуску финансируемого Россией проекта Программы развития ООН по укреплению потенциала малых островных развивающихся государств Тихого океана в целях эффективного предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанных в т.ч. с изменением климата. Общий бюджет проекта – 7,5 млн долл. США.