По итогам деловой игры по выдаче комплексного экологического разрешения, состоявшейся на Архангельском ЦБК, комбинат направил в Министерство природных ресурсов и экологии РФ предложения к формированию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экологического нормирования.
Как пояснили в отделе экологии АЦБК, предложения были подготовлены с учетом действующих на момент игры требований природоохранного законодательства и существующих проектов нормативно-правовых актов.
В частности, речь идет о более четкой идентификации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, который является основополагающей в системе комплексной разрешительной деятельности (КЭР). А также прозрачности применения критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к соответствующей категории. В направленных предложениях по совершенствованию законодательства в сфере НДТ обозначена проблема отсутствия механизма разработки технологических нормативов для комплекса технологических процессов, соответствующих различным категориям.
«Деловая игра объективно доказала, что для предприятий целлюлозно-бумажной отрасли исключительно нормирование на основе принципов НДТ (с использованием технологических показателей в удельных единицах измерения) будет являться мотиватором для снижения негативного воздействия на окружающую среду, – отмечено в документе. – Однако, результаты игры свидетельствовали, что в рамках федерального закона № 219 – ФЗ и принимаемых в его исполнение нормативных правовых актов, введение технологических нормативов будет лишь дополнять существующую систему нормирования допустимого сброса на основе ПДК». Для устранения такого несовершенства, по мнению экологов Архангельского ЦБК, необходимо предпринять ряд мер, направленных на «безоговорочное изменение института нормирования в области охраны окружающей среды, сохранив нормативы качества для целей ведения мониторинга за состоянием качества окружающей среды».
Специалисты АЦБК также отметили, что предлагаемые на момент игры механизмы выдачи КЭР только усугубят состояние дел по получению разрешительных документов целлюлозно – бумажным бизнес – сообществом, фактически увеличат риск неполучения разрешительных документов, необходимых для ведения деятельности.
«В ходе Деловой игры на АЦБК рассматривался вопрос о несогласованности сроков действия справочников по НДТ, комплексного экологического разрешения, программы повышения экологической эффективности (установлены сроки – 10 лет, 7 лет, 7 (14) лет соответственно), – подчеркнули в отделе экологии комбината. – В такой ситуации не ясен механизм разработки программы повышения экологической эффективности для градообразующих предприятий на 14 лет и модель выдачи для них КЭР».