При подготовке обзоров судебной практике по экологическим спорам встречаются дела, о которых хочется рассказать отдельно. Например, Постановление АС СКО от 12.02.2021 по делу № А32?15?991/2020.
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с требованием о взыскании с АО денежной компенсации, поскольку посчитало, что в результате загрязнения Обществом акватории водного объекта зерновой шелухой ему причинен вред.
Требование судом удовлетворено, со ссылкой на абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ №?49, о презумпции причинения вреда в случае установления факта превышения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
При этом судом отклонены доводы Общества, о том, что фиксация нахождения шелухи в акватории не является бесспорным доказательством наличия вреда водному объекту.
Между тем, как следует из содержания абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ №?49, он применяется в случаях, когда речь идет:
- о нормируемых веществах (см. Распоряжение Правительства №?1316-р и Приказ Минсельхоза от 13.12.2016 №?552);
- установлены нормативы содержания веществ в компонентах окружающей среды;
доказано превышение нормативов содержания веществ в компоненте/объекте окружающей среды.
При рассмотрении дела № А32?15?991/2020 не установлено и не рассматривалось наличие:
- установленных нормативов содержания зерновой шелухи в воде водного объекта (или на его поверхности);
- последствий такого «загрязнения» для водного объекта (то есть наличие и механизм причинения вреда).
Соответствующие подходы продвигаются Росприроднадзором, который считает загрязнением окружающей среды попадание (привнесение) любого постороннего вещества, предмета, материала, что не совсем соответствует понятию загрязнения в ст. 1 Закона №?7-ФЗ*.
*согласно ст. 1 Закона №?7-ФЗ, под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, в случае поступления в окружающую среду какого-то вещества, с учетом требований ст. 77 Закона №?7-ФЗ и п. 6 Постановления Пленума ВС РФ №?49, обязательным является установление факта (негативного) изменения качества природной среды, то есть негативных последствий поступления спорного вещества.