Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов провёл совещание по развитию российских CCS-проектов: это проекты улавливания, закачки и хранения диоксида углерода.
«Мы уже создали рабочую группу, которая разрабатывает комплекс мероприятий по формированию системы оборота СО2, в том числе подготовки предложений по разработке требований к основным параметрам и характеристикам пластов-резервуаров при размещении диоксида углерода в недрах. В состав рабочей группы входят специалисты Роснедр, Росприроднадзора, Ростехнадзора, представители компаний-недропользователей. Все вместе мы должны сформировать системный подход для наращивания научно-технологических компетенций, разработать нормативную базу. Потому что CCS-проекты – одно из важнейших направлений экономики нашей страны», - прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Технологическая схема CCS-проекта довольно-таки проста: на объекте устанавливается оборудование по улавливанию СО2, после чего его закачивают в геологические формации, где он и хранится. Существуют четыре формации, где можно оборудовать резервуары: горные породы, водоносные пласты, соляные отложения и каверны. Важно, что резервуары для хранения должны быть изготовлены из неразлагаемых материалов и обеспечить сохранность диоксида углерода более чем 100 лет с постоянным мониторингом. Технологию улавливания, закачки и хранения могут применять на нефтегазовых и нефтегазохимических предприятиях, металлургические и промышленные производители.
«Каждый шаг, безусловно, должен быть регламентирован. На сегодняшний день у нас пока на нулевом уровне именно разработка нормативной базы. Когда как, например, в Канаде, США, Китае, Норвегии, Великобритании, Австралии уже создано законодательство, позволяющее запускать CCS-проекты в достаточном объеме», - рассказал врио главы Роснедр Евгений Петров.
По данным Global CCS Institute, сейчас в мире CCS-проекты позволяют улавливать и захоранивать около 40 миллионов тонн диоксида углерода в год; в стадии реализации ещё около 60 миллионов тонн. По оценкам экспертов, к 2050 году объём CCS-проектов может превысить 10 миллиардов тонн СО2 в год.
«У нас уже есть несколько компаний, которые рассматривают возможности снижения углеродного следа путем реализации пилотных проектов по улавливанию, закачке и хранению диоксида углерода в подземных хранилищах в непосредственной близости от объектов производства. Интерес у недропользователей есть, государство видит важность в этих проектах. Возможно, в дальнейшем CCS-проекты станут самостоятельным видом деятельности, а не в рамках недропользования», - отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Улавливание, закачка и захоронение диоксида углерода – это действенный способ декарбонизации промышленных объектов без их существенной модернизации. CCS признано одним из основных инструментов достижения климатических целей наряду с повышением энергоэффективности и переходом на возобновляемые источники энергии. Например, водородную энергетику. Сейчас нефтяные компании уже производят большой объём водорода из метана, его называют «серым». А, применяя технологии по улавливанию, закачке и хранения диоксида углерода, то этот водород будет иметь низкоуглеродный след и, следовательно, станет «зелёным».
«Многие государства сегодня направляют свои усилия на замедление процесса глобального потепления, снижение уровня выбросов парниковых газов, а также на поиск альтернативных источников энергии. Уже более 60 стран заявили о намерении перейти к углеродной нейтральности. Это неизбежно повлечёт изменение структуры энергопотребления в ближайшие три десятилетия. Такое положение дел – серьёзный вызов. Но вместе с тем это открывает и большие возможности для нашей страны. Это стимул для применения прорывных технологий в системообразующих отраслях экономики, формирования новых точек роста, высокотехнологичных рабочих мест и дополнительные конкурентные преимущества в условиях глобального энергетического перехода», - говорил на стратегической сессии по развитию в России водородной энергетики премьер-министр Михаил Мишустин.
Развитие водородной энергетики - одна из 42 инициатив социально-экономического развития, которые поддержал Президент и утвердило Правительство. Также утверждена Концепция развития водородной энергетики, которая определяет цели, задачи, стратегические инициативы и ключевые меры по формированию этой отрасли в стране на среднесрочную и долгосрочную перспективу.