Минэкономики разработало правила реализации климатических проектов в России — их критерии, порядок и форму отчетности. Эксперты отмечают соответствие этих документов международным стандартам — указывая, впрочем, на то, что результаты таких добровольных проектов компаний нельзя будет использовать для компенсации выбросов в рамках готовящегося трансграничного углеродного регулирования Евросоюза.
Минэкономики подготовило проекты трех ведомственных приказов, определяющих правила реализации климатических проектов. Напомним, в соответствии с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» компании могут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов (см. “Ъ” от 2 июня). Документы Минэкономики проясняют критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также вводят форму отчета об их реализации.
Указано, что климатическими могут считаться проекты, которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ.
Относить проекты к климатическим будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять документы о планах реализации инициатив (или уже о ходе их исполнения). О положительном решении верификатора компания сообщит оператору реестра углеродных единиц. Отчеты о реализации климатического проекта (также верифицируемые) компании будут сдавать Минэкономики и оператору реестра.
«На сегодняшний день сформирована система стандартов, которая позволит присваивать статус углеродным проектам. Росстандарт до середины ноября утвердит все процессы. И начиная с конца года появится возможность аккредитовать органы по верификации и валидации парниковых газов,— сообщил вчера министр экономического развития Максим Решетников в ходе своего визита на Сахалин.— Мы уже в 2022 году сможем начать процесс верификации климатических проектов по российским стандартам».
РСПП уже направил Минэкономики информацию о планируемых бизнесом климатических проектах.
Среди них — проект компании «Русал» по авиационной охране лесов от пожаров, проект группы СУЭК по повышению эффективности использования ископаемого топлива при замещении котельных объектами когенерации и проект компании «ЕвроХим» по утилизации выбросов СО2 в производственном процессе и применению инновационных удобрений.
По словам директора отдела операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимира Лукина, документы Минэкономики «вполне отражают требования международных стандартов и лучшую практику реализации климатических проектов». Директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин назвал документы «работоспособными», отметив важность включения в критерии вопросов охраны природы и социально-экологических аспектов.
Хотя результаты климатических проектов нельзя будет зачесть для целей компенсации углеродного следа в рамках предлагаемого ЕС механизма трансграничного углеродного регулирования, в перспективе эта работа «создаст основу для привлечения инвестиций и внедрения низкоуглеродных технологий», отметил Владимир Лукин.
Заместитель председателя комитета ТПП по экологии и природопользованию Олег Плужников полагает, что на климатические проекты и углеродные единицы спроса не будет.
«Законом "Об ограничении выбросов парниковых газов", к сожалению, не создано никаких стимулов для реализации проектов на национальном уровне. Правовых условий для зачета результатов проектов при расчете углеродного следа нет ни в ЕС, ни в России, ни в других странах мира, а добровольные углеродные рынки работают исключительно на развивающиеся страны»,— считает эксперт.
Ангелина Давыдова