Эти процедуры являются одними из ключевых в природоохранной деятельности, в последнее время к ним приковано больше внимания из-за резонансных кейсов Норильска, Усолье-Сибирского и пр., связанных с загрязнением почвенного покрова.
Действующее постановление Правительства от 10.07.2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» не является безупречным с разных точек зрения. В очередь, оно не разделяет рекультивацию и консервацию, хотя Земельный кодекс предусматривает отдельные порядки для этих мероприятий, по своему назначению это - различные действия и результаты. В постановлении №800 отсутствует даже ссылка на рекламу Земельного кодекса.
Новый проект Правил пока не устраняет эту проблему. Фактически он почти дословно воспроизводит действующие Правила, но с определенными дополнениями. В частности, вводятся механизмы контроля за действиями управляющих лиц, проектирующих или осуществляющих рекультивацию. Так, органов, согласующих проекты насчёт земель сельхозназначения, появляются Минсельхоз или региональные отраслевые органы.
Предусматривается, что Росприроднадзор и Россельхознадзор уведомляет о неисполнении проектов рекультивации и консервации. Кроме того, мониторинг выполнения работ в соответствии с Росприроднадзор будет соответствовать требованиям природоохранным требованиям. Предусмотрено создание в субъекте РФ и муниципалитетах Постоянной комиссии по вопросам рекультивации. Собственно, это - возврат к опыту лет, предшествовавших постановлению №800.
В пояснительной записке к проекту Правил принят: субъектом РФ и муниципальным образованием предоставляется право осуществлять рекультивацию на участках, государственная собственность на которые не разграничена (в случае, если отсутствует информация о лицах, деятельность которых привела к деградации земель). Однако в тексте проекта Правил не уточняется, когда (государственная собственность) это осуществляют регионалы, а когда муниципалы.
Скачать