Решим ваши проблемы за 60 минут!
+7 (8212) 4000-20
Работаем с 9:00 до 17:00 по будням

Разъяснения Минприроды по вопросам обращения с отходами и осуществления деятельности предприятий, эксплуатирующих объекты НВОС различных категорий

11.11.2020 12:00:11
Коллеги, прикрепляем письмо Минприроды России от 06.11.2020 N25-50/14287-ОГ «О рассмотрении обращения»

Запрос направлен нашим автором и экспертом Н.В. Бирюковой. Письмо содержит следующие 50 вопросов:

1.На основании каких документов можно принимать отходы физ. лиц, может ли это быть публичная оферта или обязательно составление какого-либо акта, договора, особенно, если передача безвозмездная?

2. Отходы, принимаемые от физ. лиц без каких-либо документов, а путем приема в собственные контейнеры, должны учитываться как отходы, образовавшиеся в деятельности организации или как принимаемые отходы от сторонних лиц?

3. Как правильно учитывать данные отходы, принимаемые от физ.лиц, согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721?

4.Можно ли передавать физ.лицам отходы 5 класса опасности, например, стружку от обработки древесины, чистые паллеты, чистую пластиковую тару, то что физ.лица могут использовать в своей хозяйственной деятельности? Есть ли какие-либо особенности оформления учета в области обращения с отходами, в т.ч. в случае когда физ.лицо является «самозанятым»? Есть ли какие-то ограничения кроме очевидной невозможности передачи отходов I-IV классов опасности?

5. Какими документами оформлять данную передачу отходов:

6. Как учитывать передачу данных отходов физ. лицам в отчетных документах, если формы отчетных документов не предусматривают указывать передачу физ. лицам, а только юридическим или ИП?

7. Не будет ли считаться «недостоверным предоставлением информации» отражение передачи данных отходов физ. лицу как ИП в указанной отчетности?

8. Необходимо ли подписывать электронной подписью, если да, то какой именно, данные учета в области обращения с отходами, которые ведутся в электронном виде согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721?

9.В соответствии с порядком учета отходов, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, и приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 значения массы отходов отражаются в тоннах и для отходов I-III классов опасности подлежат округлению до трех знаков после запятой, а значения массы отходов IV-V классов опасности округляется до одного знака после запятой, подлежат ли подобному округлению значения массы отходов в расчетах платы за размещение отходов и значения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение? Если нет, то как сопоставлять эти данные с данными учета отходов, может ли быть в таком случае расценено различие в округленной и неокругленной величине по массе одного и того же отхода как «недостоверные» сведения? С какой точностью должны отражаться данные по массе размещаемых отходов в декларации о плате за НВОС и устанавливаться НООЛР?

10. С учетом правил округления значений масс отходов, установленных в п. 11 порядка учета отходов, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, можно ли не учитывать отдельными наименованиями отходы IV, V к .о. которых образуется крайне мало, всего несколько кг. в год и при соответствующем математическом округлении значения массы данного отхода округляются до нулевого значения? Например, если раз в год образуется 1 светодиодная лампа весом не более 100 гр., нужно ли ее учитывать отдельным отходом «светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства», а если в принципе не возможно образование отходов данных ламп в течение года более 50 кг исходя из количества установленных ламп, нужно ли разрабатывать паспорт опасного отхода, вести отдельный учет, подавать статистические сведения, если везде данный отход будет отражаться с нулевым значением согласно действующих правил округления?

11. Какое агрегатное состояние правильно сейчас указывать в паспорте опасного отхода в соответствии с Приказом МПР № 792 от 30.09.2011 или в соответствии с кодировкой ФККО?

12. Какие нормативы накопления ТКО корректно применять для рабочего персонала промышленных предприятий? Для администрации и офисных сотрудников логично применять нормативы установленые в соответствии с методическими указаниями Минстроя региональными нормативно правовыми актами. Однако, объективно, что рабочий персонал (слесари, токари, грузчики, водители и т.д.), который не работает в офисах с документами, образует меньше отходов, чем офисный работник, можно ли принимать удельный норматив образования отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» для такого персонала на основании «Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления. – М.: Госкомэкология, 1999»?

13. Необходимо ли в обязательном порядке проводить расчет класса опасности на отходы, которые включены в ФККО, в соответствии с Критериями, утв. Приказом Минприроды России от 04.12.2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степенинегативного воздействия на окружающую среду» при проведении инвентаризации и паспортизации отходов, нужно ли прикладывать данные расчеты к паспортам, или достаточно провести сопоставление по классификационным признакам в свободной форме и отнести соответствующие отходы к конкретному классу опасности на основании идентификации с соответствующим отходом из ФККО, путем сопоставления классификационных признаков?

14. Обязательно ли проведение биотестирования отходов V класса опасности, которые включены в ФККО и не имеют аналогов IV класса опасности в ФККО? А если эти отходы введены в ФККО на основании данных ФККО 2002-2003 г., т.е. которые были включены в ФККО путем переноса из предыдущего классификатора, и класс опасности которых не был определен биотестированием или расчетным методом, и БДО не содержит информации о их биотестировании, например, нужно ли проводить биотестирование такого отхода, например, как «Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. 4 05 122 02 60 5», если в БДО не содержится сведений о его биотестировании?

15. Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 не содержит требований к формату предоставления сведений о химическом и (или) компонентном составе образующегося отхода, содержащихся в технической документации, можно ли на этом основании указывать процентное содержание компонентов отхода в виде диапазона значений и соответствующим образом отображать состав в паспорте опасного отхода?

16. Если в 3 блоке ФККО есть отход брака какого-либо изделия на производстве, то необходимо ли вводить аналогичный отход в 4 блок ФККО, который образуется в ходе транспортирования или хранения этого изделия с утратой потребительских свойств и по всем своим классификационным признакам, кроме происхождения не на производстве, соответствует аналогичному отходу 3 блока, например, нужно ли вводить в 4 блок ФККО отход «бой зеркал», образовавшийся в ходе транспортировки или при хранении, или можно учитывать данный отход именно как «3 41 229 01 29 4. бой зеркал», несмотря на то, что он образовался не на производстве, а например, в магазине по продаже зеркал?

17. Что делать с отходами I - IV классов опасности, не включенными в ФККО, но на которые давным-давно получено подтверждение отнесения данного отхода к определенному классу опасности со стороны Росприроднадзора? Накапливать можно только 11 месяцев, без паспорта нельзя транспортировать, ФККО последний раз обновлялся 26.11.2018г.?

18.Какой конкретно крайний срок подачи отчета по результатам производственного экологического контроля строго ДО 25 марта, т.е. последний день подачи 24 марта, или включительно по 25 марта, т.е. последний день подачи 25 марта? Переносится ли данный срок на первый рабочий день, если дата выпала на выходной или на «нерабочий» день? Какая дата является датой подачи отчета, если отчет направлен по почте с описью и уведомлением?

19. Какой конкретно крайний срок подачи декларации количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров и отчетности по выполнению нормативов утилизации строго ДО 1 апреля, т.е. последний день подачи 31 марта, или включительно по 1 апреля, т.е. последний день подачи 1 апреля? Переносится ли данный срок на первый рабочий день, если дата выпала на выходной или на «нерабочий» день? Какая дата является датой подачи документов, если они направлены по почте с описью и уведомлением?

20.В какой срок должен быть оформлен паспорт на отход с момента образования отхода?

21. Является ли списанный целиком автомобиль отходом, например, если он не на ходу или еще на ходу, но передается на утилизацию и снимается с гос.учета? как учитывать данный отход? в ФККО есть группа " Транспортные средства, утратившие потребительские свойства. 4 83 000 00 00 0", но конкретно отхода «автомобиль, утративший потребительские свойства нет», нужно вводить этот отход в ФККО или можно заключить договор на оказание услуг по демонтажу, доехать туда на этом автомобиле или привезти его на спец.технике, а отходы уже будут образовываться у организации после демонтажа? Или транспортировать и передавать автомобиль можно только организации с соответствующей лицензией по обращению с отходами? Объясните, пожалуйста, почему утилизационный сбор взымают с 2013 года, а автомобиля как отхода в ФККО нет, как их все это время утилизировали? В общем как правильно организовать утилизацию автомобиля и как учитывать образующиеся при этом отходы?

22. Если предприятие обязано в соответствии с внутренними процедурами качества повредить несоответствующую продукцию для предотвращения несанкционированной ее реализации перед передачей на утилизацию/обезвреживание, чтобы никто не смог нелегально продать потребителю не качественный товар, эта деструкция будет ли считаться обработкой? Необходимо ли предприятию получать лицензию, если деструкция будет осуществлять на предприятии и будет заключаться в демонтаже и механическом повреждении поверхностей.

23. Может ли организация проводить собственными силами демонтаж (разборку) списанной офисной мебели без лицензии на обработку? Является ли демонтаж обработкой отходов? Как правильно учитывать отходы получившиеся после демонтажа, например, шкафа из ДСП со стеклянной дверцей как «4 04 220 01 51 4 отходы древесно-стружечных плит и изделий из них незагрязненные» и «4 51 101 00 20 5 лом изделий из стекла», или как «4 92 111 11 72 4 отходы мебели деревянной офисной», или как «4 92 111 81 52 4 отходы мебели из разнородных материалов»?

24. Является ли обработка конечным обращением с конкретным отходом? Обязана ли организация отслеживать и контролировать, что происходит с отходами, которые образуются после обработки ее отходов? Необходимо ли фиксировать передачу права собственности на отход специализированной организации, которая принимает его на обработку, чтобы не нести ответственность за отходы, которые образуются после обработки данного отхода? Кто должен нести ответственность за отходы, которые образуются после обработки переданного отхода, образователь данного отхода, или специализированная организация, которая занимается его обработкой? Как корректно отображать «обработку» или передачу отхода на «обработку» в данных учета отходов, если такая графа не предусмотрена порядком учета, утв. Приказом МПР РФ № 721 от 01.09.2011 г.?

25. Необходимо ли отражать в декларации о плате за негативное воздействие отходы, которые не подлежат размещению, в течение отчетного периода (года) накапливаются не более 11 месяцев и передаются в течении отчетного периода в целях обработки, утилизации или обезвреживания?

26. Можно ли сдать декларацию о плате и прочие отчетные документы (2 ТП отходы, 2 ТП воздух) до конца календарного года в связи с закрытием и ликвидацией организации? В какой период нужно подать природоохранную отчетность и как именно, если учитывать, что до конца года объект негативного воздействия будет ликвидирован и снят с учета?

27. Нужно ли сдавать природоохранную отчётность «самозанятым», которые не являются индивидуальными предпринимателями, но осуществляют коммерческую деятельность в том числе при наличии источников загрязнения атмосферы?

29. Может ли транспортировщик осуществлять «промежуточное» накопление отходов сроком до 11 месяцев на своем складе в целях формирования транспортной партии, например, для вывоза отходов батареек, какие требования предъявляются к данным местам, должно ли это как-то отражаться в данных учета, ведь порядком учета отходов, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, не предусмотрено, что отходы для транспортирования отражаются в данных учета отходов? Есть ли при этом какие-то риски для образователя отходов? Или в интересах образователя отходов, чтобы конечная передача для утилизации/обезвреживания состоялась в пределах отчетного года? Необходимо ли при этом учитывать общий срок накопления отхода с момента его образования или при передачи транспортировщику он «обнуляется»?

30. Если офисное здание, переданное арендатору, который не имеет собственных источников выбросов и сбросов, находится на территории объекта негативного воздействия I или II категории, должны ли отходы арендатора включаться в НООЛР данного объекта в этом случае? Обязан ли арендатор разрабатывать НООЛР, т.к. осуществляет деятельность на таком объекте? Обязан ли эксплуатант ОНВ скорректировать границы ОНВ и исключить из них это здание? А если это технически не представляется возможным, например, здание расположено в центре объекта?

31. Если часть территории объекта сдана арендатору, арендатор сам поставил свой объект негативного воздействия на гос.учет (ОНВ II категории), остальная часть территории земельного участка с расположенными объектами тоже стоит на гос.учете как отдельный ОНВ (III категории), однако, согласно условиям договора аренды всю территорию земельного участка содержит и убирает арендодатель и является образователем данного смета по условиям договора аренды. Должен ли арендодатель в данном случае нормировать тот смет, который образовался на территории объекта арендатора?

32. Как наиболее правильно организовать деятельность в части соблюдения природоохранных требований с арендатором на объекте негативного воздействия, если он арендует только часть объекта, на которой не расположены источники НВОС и от его деятельности образуются только отходы?

33. Подрядные организации выполняют работы на ОНВ (I, II категории), по условиям договора им передается на время участок со зданием, например, для заделки щелей и покраски стены, согласно договору на оказание данных услуг Подрядчики сами закупают необходимые материалы, организуют накопление и удаление образовавшихся в их деятельности отходов, должен ли эксплуатант ОНВ нормировать эти отходы и учитывать как отходы, образовавшиеся в его деятельности? Кто должен учитывать и отчитываться за них? В каких случаях можно, а в каких и необходимо определять условиями договора на оказание услуг, что отходы, образующиеся в деятельности подрядчика при проведении работ на территории заказчика согласно договору, образуются именно у подрядчика, что именно подрядчик является образователем и собственником данных отходов и сам несет за них ответственность?

34. Возможно ли транспортирование отходов от физ.лиц без паспорта на опасный отход? Если нет, то кто должен разработать данный паспорт?

35. Если промышленное предприятие находится в промзоне и или в принципе не в населенном пункте на значительном удалении от жилой застройки, то какая должна быть периодичность вывоза ТКО с территории данного пром.предприятия? Должны ли, и если должны, то в соответствии с какими документами проводить данные предприятия промывку и дезинфекцию контейнеров ТКО, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки?

36. Означает ли «непрерывный учет» согласно п. 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, что отход должен быть учтен сразу по мере его образования? Если да, то как и где это фиксировать и каким образом, если в организации отсутствуют весы? Допускается ли учитывать массу отхода по бухгалтерских документам, подтверждающим вывоз в отсутствии весов по мере этого вывоза?

37. Считается ли обращением с отходом использование на собственном предприятии собственной тары из-под чистящих средств или продуктов питания для собственных нужд после промывки, например, для полива цветов, создания запасов технической воды? Будет ли в данном случае промывка данной тары являться обработкой отходов IV класса опасности?

38. На предприятии в виде побочного продукта образуется вещество, часть его востребована и реализуется (есть ТУ), а вот для другой части не найден пока рынок сбыта, хранить негде. Не возникнет ли претензий у надзорных органов, если организация занормирует и включит в НООЛР только эту оставшуюся часть и будет передавать ее именно как отход на утилизацию специализированной организации (паспорт имеется)? Может ли быть расценена надзорными органами деятельность предприятия по реализации данной побочной продукции как обращение с отходом? Как этого избежать?

39. Как быть в ситуации, когда юридический адрес ООО или соответственно ИП находится в жилой квартире МКД или в частном жилом доме, хозяйственная деятельность осуществляется там же или вообще деятельность осуществляется «самозанятыми», например, консалтинговые услуги по разработке программного обеспечения, наемных работников нет или они также работают из своего дома/квартиры, специфических отходов соответственно не образуется, образуются те же отходы из жилых помещений как от домохозяек, безработных или пенсионеров, обязано ли в данном случае это ООО или ИП вести учет отходов, подавать соответствующую природоохранную отчетность, заключать отдельный договор с региональным оператором на вывоз, как минимум, отходов «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).7 33 100 01 72 4», подавать сведения в региональный кадастр отходов. Каким образом добросовестному природопользователю в данном случае организовать свою деятельность с образующимися в его квартире или частном жилом доме отходами, чтобы не подвергнуться штрафным санкциям?

40. Просим подтвердить, что в соответствии с п. 5.14, 10.9, 20.6, 20.12 СанПиН 1.2.2584-10. "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы" тару, высвободившуюся из-под пестицидов и агрохимикатов, с полей с/х предприятия могут самостоятельно без наличия соответствующей лицензии на обращение с отходами транспортировать на склад и промывать в соответствии с указанными пунктами СанПиН 1.2.2584-10 на специальной площадке и только после завершения данного технологического процесса тара становится отходом подлежит удалению для дальнейшего обращения с привлечением специализированной организации?

41. Можно ли использовать на собственномпредприятии без лицензии по обращению с отходами масло, слитое из оборудования, для смазывания подвижных частей механизмов, тех же цепей кранов? Можно ли использовать без лицензии по обращению с отходами данное ранее бывшее в употреблении в собственном оборудовании масло в качестве топлива в собственном котле системы отопления, если технические характеристики котла это позволяют? Как необходимо оформить данный процесс, какие еще разрешительные документы нужны, чтобы соблюсти все природоохранные требования?

42. Ведение деятельности региональным оператором (далее РО). Должен ли РО вести учет отходов по видам принимаемых отходов, если да, то в какой форме? Обязан ли РО предоставлять оператору-транспортировщику копии паспортов опасных отходов, кто должен разрабатывать паспорта на ТКО от населения, кто должен предоставлять копии паспортов опасных отходов РО на ТКО от населения? Имеет ли право РО транспортировать ТКО и не ТКО в одном мусоровозе, если коммерческий учет ТКО производится путем взвешивания?

43. Нужно ли учитывать и включать в отчетность (учет отходов, 2-ТП отходы и т.д.) наименования тех отходов, которые ранее не образовывались в организации и в ближайшие несколько лет не будут образовываться, в т.ч. если на них был разработан паспорт по технической документации? Нужно ли объектам негативного воздействия III-IV категории, которые отчитываются по факту образования отходов, включать в отчетность (учет отходов, 2 ТП отходы и т.д.) наименования тех отходов, которые образовывались в предыдущие годы, но в ближайшие несколько лет образовываться не будут?

44. На объекте II категории разработана и направлена в РПН декларация о НВОС, после очередной актуализации сведений данному объекту присвоена I категория НВОС. Можно ли считать, что до получения новых разрешительных документов, предусмотренных для ОНВ I категории, разрешительным документом является декларация о НВОС или с момента получения свидетельства об актуализации сведений предприятие должно платить за сверхлимитное негативное воздействие? Ведь получить разрешительные документы одномоментно нельзя, на это требуется время в рамках действующих регламентов, нельзя это сделать и до получения соответствующей категории, как быть предприятию в данной ситуации, чтобы минимизировать расходы и риски привлечения к ответственности?

45. В какой форме направлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании о размещении отходов, предусмотренную ч.5 ст. 18 ФЗ № 89, объектам негативного воздействия III категории за 2020 год?

46. Как организовать подтверждение снижения выбросов и эффективности мероприятий при неблагоприятных метеоусловиях, если ни в самом регионе, ни в соседних с ним регионах нет лабораторий с подходящей областью аккредитации? Отметим также, что для большинства предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, проведение данных замеров является весьма существенной финансовой нагрузкой, и предприятиям дешевле вообще остановить свою деятельность и не работать в период НМУ, чем приглашать лабораторию для замеров, может ли организация в период НМУ останавливать производство и не вызывать лабораторию на законных основаниях, т.к. выбросов от ее ИЗАВ не будет, и направлять в уполномоченные органы региональной власти соответствующее уведомление об остановке предприятия/оборудования?

47. При разработке паспортов опасных отходов с определением состава отходов на основании технологических документов при наличии нескольких подразделений в разных субъектах РФ в какой именно территориальный отдел Росприроднадзора необходимо направлять копию данных паспортов: межрегиональное управление по месту нахождения организации или в каждое межрегиональное управление соответствующего субъекта? Если для определения состава отхода провели отбор проб в каждом подразделении организации и состав получился несколько разный по содержанию основных компонентов, то для каждого подразделения необходимо составлять свой паспорт или можно сделать паспорт на организацию в целом, указав адреса всех подразделений и усредненный состав отхода, или в данном случае нужно указывать полученные интервальные характеристики содержания в отходе того или иного компонента?

48. У юридического лица в небольшом офисе периодически в среднем раз в год образуются в единичном количестве отходы офисной мебели (стул, шкаф, полка ДСП и т.д.). Может ли данное юридическое лицо в этом случае передать региональному оператору данные отходы в составе отхода "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).7 33 100 01 72 4" или обязательно учитывать данные отходы отдельными видами отходов в соответствии с ФККО и заключать договор со сторонними специализированными фирмами на их удаление? Могут ли в офисе образовываться крупногабаритные отходы, относящиеся к ТКО, если да то, под каким наименованием из ФККО их учитывать?

49. Если на объекте негативного воздействия III категории присутствуют выбросы веществ 1,2 класса опасности в мизерных количествах, нормативы допустимых выбросов для них разработаны и утверждены, однако, согласно п. 9.1.2 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, в план-график контроля источники, выбрасывающие, данные вещества не попали, т.к. выброс от них по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, то каким образом определять платежную базу для выбросов данных веществ с этих источников, если она согласно положениям статей 16.2 и 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» и постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (п.п. 11(1), 11(2)) для объектов III категории определяется на основе данных производственного экологического контроля. Или в таком случае вносить плату за выбросы данных веществ не требуется?

50. Является ли возвратная тара отходом, если она по условиям договора поставки является имуществом поставщика и обязательна к возврату с целью повторного использования по прямому назначению для транспортирования того же самого вещества?

Реквизиты компании

ООО «ЧИСТОХОД»

ИНН: 1101140616

КПП: 110101001

ОГРН: 1131101002097

Скачать карту партнёра