Решим ваши проблемы за 60 минут!
+7 (8212) 4000-20
Работаем с 9:00 до 17:00 по будням

Согласование мест накопления ТКО юридическим лицами

04.02.2019 12:31:20
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, вопрос о согласовании мест накопления ТКО с органами муниципального образования. Нужно ли, все-таки, юридическому лицу, у которого образуются ТКО и подобные ТКО отходы, организовать такую площадку (контейнеры для сбора и дальнейшего вывоза ТКО) и согласовать ее с местной администрацией, чтобы такую площадку внесли в реестр? Особенно интересует этот вопрос в случае, если производство находится вне населенного пункта, и поблизости нет организованных площадок накопления ТКО. В любом случае, контейнеры для сбора ТКО будут находится на территории промплощадки предприятия.

Отвечает Н.В. Бирюкова, эксперт сайта ecovopros.ru

В соответстви и с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ"Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.12.2018) (далее ФЗ № 89) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 ФЗ N 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, места (площадки накопления) любых отходов, в т.ч. ТКО, должны соответствовать определенным требованиям российского законодательства.

Согласно п. 4. статьи 13.4 ФЗ № 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.6 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления. Договор между потребителем и регоператором заключается на основании типового договора (см п. 8_10 Правил обращения с ТКО), а в приложении к типовому договору указываются места (площадки) накопления ТКО, в т.ч. и информация об их размещении в графическом виде.

В соответствии с п. 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем согласно второму абзацу п. 9 Правил обращения с ТКО, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, места (площадки) накопления ТКО должны быть определены и информация о них д.б. зафиксирована в договоре с регоператором.

В соответствии с пунктом 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее Правила), в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Согласно пункту 21 Правил в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.

Учитывая, что сами Правила, начинают действовать с 01.01.2019 года, при распространении данных Правил на абсолютно всех хозяйствующих субъектов и на все действующие места (площадки) накопления ТКО, в январе 2019 администрации органов местного самоуправления должны были утонуть в соответствующих заявках.

Таким образом в данных Правилах речь идет именно о создании новых мест (площадок) накопления ТКО и о лицах, которые обязаны их согласовывать в соответствии с законодательством, при этом про действующие места накопления в Правилах не говорится, переходные периоды не установлены, нет конкретики как именно на указанных лиц возлагаются данные обязательства.

В Правилах обращения с ТКО есть, например, отсылка к жилищному законодательству, в котором в частности определено, что управляющие компании многоквартирных домов отвечают за создание данных мест и соответственно обязаны их согласовывать, а вот обязанность допустим промышленных предприятий, федерального уровня надзора, осуществляющих деятельность на межселенной территории, согласовывать создание таких площадок на своей территории в соответствии с ПП 1039 с органами местного самоуправления, вызывает сомнения.

Законодательство в сфере обращения с ТКО достаточно молодое и в настоящее время идет его постоянная доработка, судебная практика по данному вопросу отсутствует, как собственно и правоприменительная в принципе.

В сложившихся условиях полагаю целесообразно действовать следующим образом.

Узнать в администрации органов местного самоуправления утвердили ли они формы соответствующих заявок и где размещен реестр мест (площадок) накопления ТКО. А также их позицию по рассматриваемому вопросу.

Если реестр имеется, то посмотреть, есть ли в нем Ваша площадка и какие именно сведения о ней указаны. Проверить также наличие площадки в территориальной схеме обращения с отходами.

Если Ваша площадка отсутствует в данных документах и у Вас уже заключен договор с региональным оператором, то обратите его внимание на указанные выше положения Правил обращения с ТКО и попросите его направить информацию о Ваших местах накопления ТКОв соответствующий орган исполнительной власти.

Если региональный оператор откажется направлять эти сведения, можно попробовать самим направить соответствующие сведения в местную администрацию, учитывая при этом положения п. 5 статьи 13.4 ФЗ № 89, в котором описано, что должен включать в себя реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а так же учитывая положения п.п. 16-19 Правил, конкретизирующих данные требования.Если у Вас уже утверждены местной администрацией соответствующие формы заявок, то направить заявку по утвержденной форме о включении ваших мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствующий в реестр.

Так или иначе, но данные о Ваших местах (площадках) накопления ТКО в реестре точно должны быть, т.к. в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130, раздел «Места накопления отходов» территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Стоит отметить, что в соответствии с п.п. в п. 25 Правил формально вашу заявку о включении существующих мест могут отклонить в виду отсутствия согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, однако полагаю это можно будет оспорить ввиду того, что в Правилах нет переходных положений и слов об уже давно существующих и известных создателю реестра местах. Поэтому рекомендую для укрепления позиции обратиться за соответствующими разъяснениями в Минприроды РФ.

Реквизиты компании

ООО «ЧИСТОХОД»

ИНН: 1101140616

КПП: 110101001

ОГРН: 1131101002097

Скачать карту партнёра